4 марта 2021Пресс-релизы

Mail.ru Group: аудированная отчетность по МСФО за 2020 год

Mail.ru Group (MAIL) публикует аудированную отчетность в соответствии с МСФО и сегментные финансовые данные за 2020 год.

Основные показатели*

► Четвертый квартал 2020 года на сопоставимой основе:
— Совокупная сегментная выручка компании выросла на 25,0% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 32 979 млн руб.
— Совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 25,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 7 313 млн руб.
— Совокупная чистая прибыль компании снизилась на 68,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 1 768 млн руб.
► 2020 год на сопоставимой основе:
— Совокупная сегментная выручка компании выросла на 21,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 107 428 млн руб.
— Совокупный сегментный показатель EBITDA компании снизился на 7,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 26 975 млн руб.
— Совокупная чистая прибыль компании снизилась на 32,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 10 014 млн руб.

* Основные показатели представлены в соответствии с совокупными сегментными финансовыми данными Mail.ru Group и отличаются от отчетности по МСФО. См. пункт «Презентация совокупной финансовой отчетности» в полной версии отчета.

** Финансовые данные за 2020 год представлены с учетом ESForce, который был реконсолидирован. Данные без учета ESForce представлены в полной версии отчета.

*** Чистая прибыль не включает долю Mail.ru Group в чистых результатах ассоциированных компаний и совместных предприятий. Доля Mail.ru Group в чистых результатах ключевых СП (AliExpress Россия и «O2O») в четвертом квартале 2020 года составила 4 362 млн руб. убытка, а по итогам 2020 года — 11 929 млн руб. убытка. Чистые результаты рассчитаны в соответствии с требованиями, применяемыми к сегментным финансовым данным о консолидированной деятельности компании.

Генеральный директор Борис Добродеев прокомментировал:

“Несмотря на объективные трудности 2020 года, мы продолжали придерживаться курса на масштабирование бизнеса и предоставление пользователям удобных, безопасных и совместимых продуктов и технологий, а также стремились создавать добавленную стоимость для акционеров.

В 2020 году выручка компании на сопоставимой основе выросла на 21,2% и превысила 107 млрд руб. Это выше целевого показателя роста выручки на сопоставимой основе, заявленного по результатам третьего квартала (17—19%), а также выше целевого показателя роста выручки (18—20%, до 103—105 млрд руб.), установленного на 2020 год еще до начала пандемии. Выручка в четвертом квартале увеличилась на 24,9% в основном благодаря масштабированию MY.GAMES (+27,1% в годовом сопоставлении, до 11,1 млрд руб.), активному развитию направления онлайн-образования (рост в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 2,6 млрд руб.). Еще один из главных факторов — ощутимое с недавних пор восстановлению активности в сегментах, связанных с рекламой: выручка сегмента «Социальные сети и коммуникационные сервисы» в четвертом квартале выросла на 9,6% в годовом сопоставлении (до 16,2 млрд руб.), в то время как в третьем квартале рост составлял 1,5%”.

— Совокупная выручка в четвертом квартале 2020 года выросла на 25,0% год к году и составила 32 979 млн руб.
— Выручка от рекламы в четвертом квартале 2020 года выросла на 10,2% год к году и составила 12 777 млн руб.
— Выручка сегмента MMO-игр в четвертом квартале 2020 года выросла на 23,1% год к году и составила 9 802 млн руб.
— Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) в четвертом квартале 2020 года увеличилась на 12,5% год к году и составила 4 904 млн руб.
— Прочая выручка в четвертом квартале 2020 года выросла на 121,7% год к году и составила 5 496 млн руб.

Несмотря на неблагоприятные условия на рынке рекламы, выручка компании от рекламы росла на протяжении всего 2020 года — в четвертом квартале рост составил 10,2% (по сравнению с 5,3% в третьем квартале), а за год — 5,3%. Последние пять лет мы опережали конкурентов на рынке цифровой рекламы, и считаем, что 2020 год не стал исключением. Как и раньше, основной вклад в успех внесла ВКонтакте — рост ее выручки в четвертом квартале составил 17,2% в годовом сопоставлении (в третьем квартале — 12,9%), а число активных рекламодателей выросло на 30% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Несмотря на пандемию и бизнес-модель, ориентированную преимущественно на рекламу, выручка ВКонтакте за 2020 год выросла на 14,9% и составила 25,4 млрд руб.: таким образом, с 2014 года она увеличилась более чем в пять раз. Несмотря на пандемию, соцсеть сохраняет курс на удвоение показателя за 2018 год (тогда выручка составила 18,4 млрд руб.) к концу 2022 года.

MY.GAMES по-прежнему растет быстрее мирового рынка игр: в 2020 году рост составил 30,4% (до 40,7 млрд руб.), а в четвертом квартале — 27,1% (до 11,1 млрд руб.). 2020 год оказался беспрецедентным для нашего игрового направления — так, во втором квартале был зафиксирован рост на 47%. Но несмотря на высокую базу, ожидается, что наши франшизы и другие существующие продукты, а также проекты, реализация которых еще не начата, обеспечат MY.GAMES двузначный органический рост в 2021 году. Мы также рассчитываем, что EBITDA MY.GAMES в 2022 году вдвое превысит значение 2018 года (5 млрд руб.), а показатель 2021 года будет свидетельствовать об уверенном движении к поставленной цели. 

Юла продолжила рост: выручка проекта за 2020 год составила 3 млрд руб. (+43% в годовом сопоставлении) при значительном снижении уровня убытков по EBITDA (-2,2 млрд руб.). В 2021 году мы стремимся обеспечить выручку Юлы на уровне 3,6—3,9 млрд руб. и значительно приблизиться к самоокупаемости сервиса.

Выручка консолидированных образовательных онлайн-сервисов Skillbox и GeekBrains в четвертом квартале выросла в 3,1 раза в годовом сопоставлении (до 2,6 млрд руб.). Выручка за год в размере 6,1 млрд руб. превысила целевой показатель (не менее 5 млрд руб.). По нашим прогнозам, темпы роста сервисов онлайн-образования в 2021 году превысят 30%, несмотря на ожидаемую нормализацию рынка в связи с выходом из пандемии. Направление онлайн-образования приносит прибыль, и планируется, что с первого квартала 2021 года ввиду значительного масштаба деятельности и доказанной рентабельности оно будет выделено в отдельный сегмент внутри финансовой отчетности компании.

В 2020 году мы активно инвестировали во все консолидированные подразделения, чтобы извлечь дополнительные преимущества из стремительно растущего уровня онлайн-проникновения по всему периметру нашей деятельности с учетом благоприятных рыночных условий на фоне пандемии. В 2020 году мы запустили девять новых игр, инвестировали в двенадцать игровых студий, начали бета-тестирование облачной игровой платформы, запустили продажи умной колонки Капсула, развивали универсальный сервис авторизации VK Connect, запустили программу лояльности VK Combo, улучшили качество аудио- и видеозвонков в наших проектах, обновили музыкальное приложение Boom, успешно реализовали несколько проектов интеграции платформ, например, Юлы и ВКонтакте, расширили возможности виртуального кошелька VK Pay, масштабировали VK Mini Apps, проводили различные эксперименты в сфере социальной коммерции, инвестировали в перспективные проекты, такие как образовательные онлайн-сервисы Учи.ру, Тетрика и Skillfactory.

В результате этого, а также с учетом структуры выручки, EBITDA за четвертый квартал снизилась на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за год — на 7,3% до 27,0 млрд руб. Рентабельность составила 25,1%, что соответствует прогнозному диапазону (24—27%).

Способность нашего бизнеса генерировать денежные потоки остается высокой. Чистая задолженность без учета обязательств по финансовой аренде на конец декабря составляла 9,4 млрд руб. В четвертом квартале 2020 года мы рефинансировали некоторые из имевшихся банковских кредитов, в результате чего эффективная процентная ставка по всем непогашенным банковским кредитам на конец года составила 7,0% (аналогичный показатель на конец третьего квартала — 7,4%). В октябре мы также завершили размещение 5-летних конвертируемых облигаций на сумму 400 млн долл. США с годовым купоном 1,625% и премией при конвертации на уровне 42,5% (при цене размещения в 28 долл. США). В рамках работы с нашим долговым портфелем мы продолжим использовать самые эффективные доступные продукты, включая банковские кредитные линии и корпоративные облигации. С этой целью мы получаем внутренний кредитный рейтинг, который позволит нам расширить набор инструментов для оптимизации стоимости долга в дальнейшем.

Наши стратегические приоритеты остаются неизменными: 1) сосредоточиться на основных направлениях деятельности и построить ведущую интернет-экосистему вокруг ВКонтакте; 2) продолжать демонстрировать опережающую динамику по отношению к рынку цифровой рекламы, чтобы обеспечить соответствие нашей доли рынка лидирующими позициям компании по охвату аудитории и времени, проводимому в сети; 3) продолжать масштабировать наш игровой бизнес и выводить его на международные рынки, делая ставку на рост рентабельности от эффекта масштаба и завершения перехода на мобильный формат; 4) масштабировать сегмент «Новые инициативы» и работать в направлении его самоокупаемости (в ближайшей перспективе достичь этой цели планируется для Юлы).

Прогноз:

Мы ожидаем, что в 2021 году выручка вырастет на 18—21% и составит около 127—130 млрд руб., а рентабельность по EBITDA повысится по сравнению с 2020 годом.

Напомним, что деятельность в сфере транспорта, фудтеха и электронной торговли ведется в рамках совместных предприятий, которые учитываются по методу долевого участия и не включены указанный прогнозный показатель.

Корпоративное управление

Мы активно развивающаяся публичная компания. Помимо достижения бизнес-целей, среди наших ключевых задач — повышение прозрачности, согласованности интересов Mail.ru Group и ее акционеров, а также ликвидности акций. В прошлом году мы успешно вышли на Московскую биржу, в результате чего ликвидность наших ГДР в 2020 году выросла более чем на 600% в годовом сопоставлении, а в декабре Mail.ru Group была включена в крупнейшие индексы MSCI. Мы запустили регулярные публикации отчета об устойчивом развитии (ESG-отчета). В дальнейшем мы будем публиковать более подробную отчетность по сегментам, в том числе за счет выделения онлайн-образования в отдельный сегмент. Помимо этого, по итогам дискуссий с аналитиками и инвесторами мы решили отказаться от отчетности на сопоставимой основе начиная с 2021 финансового года. На этом преобразования не заканчиваются. Мы будем и дальше работать над улучшением ESG-показателей и с благодарностью готовы принимать обратную связь и предложения по улучшению от заинтересованных сторон.

1 Отчет о международном игровом рынке компании Newzoo, ноябрь 2020 г.

Основные показатели по сегментам

Социальные сети и коммуникационные сервисы

Выручка сегмента «Социальные сети и коммуникационные сервисы» в четвертом квартале 2020 года увеличилась на 9,6% и составила 16,2 млрд руб. (за год — на 4,7%, составив 52,7 млрд руб.). Этому способствовало продолжение роста основных показателей вовлеченности, особенно во ВКонтакте, а также недавнее восстановление активности на рынке рекламы (на онлайн-рекламу приходится около 60% выручки сегмента). В четвертом квартале EBITDA сегмента сократилась на 15% в годовом сопоставлении — до 6,6 млрд руб. (за год — сокращение на 9,6% до 24,6 млрд руб.) в результате реализации программы инвестиций в новые продукты и экосистему. В связи с этим выросли расходы на персонал и маркетинг, а также отчисления агентам и партнерам.

ВКонтакте

ВКонтакте остается ведущей отечественной социальной сетью: ее месячная аудитория в России составляет 73,4 млн пользователей (рост на 4,5% год к году), в то время как дневная аудитория выросла на 2,2% год к году1. Каждый день ВКонтакте используют 47,7% всех российских интернет-пользователей, при этом месячный охват сервиса вырос с 74,3% в декабре 2019 года до 77,1% в декабре 2020 года2. В среднем пользователи открывают ВКонтакте 15 дней в месяц, а показатель их вовлеченности остается самым высоким среди соцсетей в России — 55,3%. Среднее время использования мобильной версии сервиса в декабре составляло 36,8 минут в день и достигало 60 минут в день среди пользователей в возрасте 12—24 лет3.

Количество сервисов на платформе VK Mini Apps увеличилось на 11 тыс. и составил 25 тыс., а месячная аудитория в декабре выросла на 67% в годовом сопоставлении до 39 млн пользователей. В декабре месячная аудитория 30 мини-приложений превысила 1 млн пользователей, в то время как в январе такой популярностью пользовались лишь 12 приложений. Среди этих сервисов — AliExpress, Еда ВКонтакте, Такси ВКонтакте, VK Работа и другие. Показатели Такси ВКонтакте свидетельствуют о потенциале платформы — в 2020 году сервисом воспользовались более 2 млн человек. Приложение Еда ВКонтакте, перезапуск которого состоялся в июле, в четвертом квартале принесло более 10% новых клиентов Delivery Club.

С момента запуска в июне сервисом для авторизации VK Connect воспользовались 17,3 млн человек, не считая тех, кто авторизовался через vk.com. В 2020 году средний рост этого показателя в месячном сопоставлении составил 70%. 12 сервисов Mail.ru Group, в том числе Delivery Club, Ситимобил, Кухня на районе, Маруся, Одноклассники, VK Combo, Объявления ВКонтакте, Почта Mail.ru и Boom, хотя бы частично интегрированы с VK Connect. Работа над дальнейшими интеграциями продолжится в 2021 году.

ВКонтакте также активно работает над развитием видеосервисов. В четвертом квартале пользователи загрузили в соцсеть на 11% больше видео, чем за аналогичный период прошлого года (без учета коротких видеороликов в категории «Клипы»), а дневное количество просмотров в декабре достигло рекордного показателя в 900 млн. Ежемесячное количество пользователей, смотрящих трансляции в режиме реального времен, в декабре составило 45 млн человек.

В течение первых шести месяцев после запуска сервис «Клипы» ВКонтакте получил около 31 млрд просмотров, на конец года было загружено более 3,5 млн роликов от 1,1 млн создателей контента, а аудитория сервиса составляла 75,6 млн пользователей. В декабре было достигнуто рекордное число просмотров — 230 млн в день, а ежедневная аудитория уже превышает 16 млн пользователей. В 2021 году мы продолжим инвестировать в развитие платформы, в том числе профессиональный контент от пользователей и другой эксклюзивный контент. Мы считаем, что у Клипов ВКонтакте значительный потенциал с точки зрения монетизации, и активно экспериментируем с таргетированной рекламой на основе CPM-модели, способами разделения выручки с авторами профессионального пользовательского контента, а также возможностями совершать покупки прямо через Клипы.

В мессенджере ВКонтакте самым популярным типом вложений остаются голосовые сообщения — во втором полугодии 2020 года их ежемесячная аудитория выросла на 10% и составила 33 млн пользователей. В декабре количество доставленных сообщений в день выросло на 50% в годовом сопоставлении (до 15 млрд), а количество отправленных голосовых сообщений — на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Каталог мобильных игр ВКонтакте вырос в три раза год к году. В декабре аудитория мобильных игр вдвое превысила показатель аналогичного периода предыдущего года, а средняя продолжительность сессии достигла 20 минут. Объем платежей внутри мобильных игр с использованием валюты ВКонтакте в четвертом квартале вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Создатели контента, присоединившиеся к платформе монетизации контента VK Donut, заработали более 25 млн руб. за первые пять месяцев с момента запуска, а число платящих подписчиков растет на 30% ежемесячно.

Основой целевой аудитории остаются сообщества и представители малого и среднего бизнеса, для которых ВКонтакте запустил упрощенный конструктор сайтов, позволяющий пользователям создавать сайты всего за несколько кликов. С момента запуска сервиса было создано более 300 тыс. веб-страниц. ВКонтакте также добавил в сообществах кнопку «Рекомендовать», что позволило пользователям поддерживать любимые бренды или авторов, рассказывая о них своим друзьям. В течение месяца после запуска нового функционала 1,5 млн групп получили как минимум одну рекомендацию (около 400 тыс. из них — представители малого и среднего бизнеса), а общее количество новых рекомендаций в день составляет около 200 тыс. Рекламная сеть ВКонтакте активно расширяется. Этот инструмент позволяет администраторам размещать рекламу в своих сообществах ВКонтакте. К сети уже присоединились более 10 тыс. создателей контента, при этом деятельность самых успешных авторов позволяет генерировать выручку на уровне около 1 млн руб. в месяц.

В результате этого и других обновлений количество активных сообществ в декабре выросло на 23% в годовом сопоставлении.

Компания продолжает уделять пристальное внимание развитию проектов в сфере социальной коммерции. Для магазинов ВКонтакте запущен сервис курьерской доставки, включая доставку через Такси ВКонтакте. Доля сделок B2C в общем объеме электронной коммерции через платформу ВКонтакте (включая сделки, совершенные на сайтах магазинов) выросла с 8% до 23%.

К приоритетным направлениям инвестиций на 2021 год относятся видеосервисы (в том числе Клипы ВКонтакте), видео- и аудиозвонки для личного и делового общения, музыкальный сервис, социальная коммерция, а также продукты в рамках экосистемы, включая VK Combo, VK Connect, VK Pay и VK Mini Apps.

1 Mediascope, декабрь 2020 года

2 Mediascope, декабрь 2020 года

3 Mediascope, декабрь 2020 года

Одноклассники

В декабре 2020 года средняя месячная аудитория ОК в России составила 40 млн пользователей. Количество уникальных пользователей, посещающих соцсеть исключительно с мобильных устройств, выросло на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Основными источниками выручки Одноклассников остаются IVAS, в том числе игры: за 2020 год пользователи ОК отправили 52,8 млрд виртуальных подарков (рост на 18% к прошлому году), а также 6 млрд открыток и стикеров (рост на 67% к прошлому году). В четвертом квартале продолжилось активное обновление линейки продуктов: 1) в октябре запущен сервис коротких видео и фото «Моменты», и уже в декабре его месячная аудитория превысила 11 млн пользователей; 2) в ноябре запущен сервис «Окно» для знакомств через видеочаты; 3) также в ноябре запущен сервис «Марафоны», который позволяет делиться фотографиями на определенную тему.

Дневная аудитория «мобильных игр ОК» в 2020 году выросла на 24,3% по сравнению с прошлым годом, а время, проводимое на этой платформе, увеличилось на 32,4% к прошлому году. Общий объем выплат разработчикам мобильных игр в 2020 году составил 970 млн руб. (рост на 62% к прошлому году). При этом совокупный объем выплат разработчикам всех видов игр превысил 3,3 млрд руб. за 2020 год. Выплаты разработчикам за размещение рекламы в четвертом квартале возросли на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Количество просмотров видео на платформе ОК в 2020 году превысило рекордный показатель — 1 млрд в день. Число просмотров прямых трансляций увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом, а количество загрузок видео — на 19%.

Вовлеченность авторов групп в Одноклассниках продолжает расти: количество групповых публикаций в 2020 году увеличилось на 46% по сравнению с прошлым годом. В декабре ОК совместно с сервисом Boosty.to запустили сервис платных подписок на эксклюзивный контент в группах, а также сервис приема донатов для авторов с комиссией в размере 5%. 

В четвертом квартале продолжился запуск продуктов в рамках экосистемы: в декабре началась интеграция Одноклассников с платформой VK Mini Apps.

В четвертом квартале ОК перезапустили собственный маркетплейс товаров совместно с AliExpress Россия. Теперь просмотр продуктов доступен не только в разделе с товарами, но и в ленте пользователя или при просмотре видероликов. Кроме того, платформа формирует персональную ленту товаров для всех пользователей. Отслеживать заказ и обращаться в службу поддержки также можно не выходя из ОК. В результате в четвертом квартале количество заказов на маркетплейсе выросло на 56% по сравнению с прошлым кварталом.

Соцсеть по-прежнему работает над увеличением доли своей рекламной выручки. Количество рекламодателей в ОК выросло на 34,8% в 2020 году, при этом сеть продолжает инвестировать в развитие решений для малого и среднего бизнеса. Количество рекламодателей-представителей малого и среднего бизнеса, пользующихся рекламным кабинетом OK Ads Manager (встроенной программой управления рекламой), в четвертом квартале увеличилось на 77% в годовом сопоставлении, а выручка от рекламы малого и среднего бизнеса за 2020 год выросла вдвое по сравнению с прошлым годом.

К числу приоритетных направлений деятельности в 2021 году относятся дальнейшая интеграция платформ в рамках экосистемы и развитие проектов в сфере социальной коммерции.

Игры

Выручка MY.GAMES в 2020 году выросла 30,4% год к году, в то время как в среднем мировой рост игровой индустрии составил около 20%. На игровое направление пришлось 38% выручки Mail.ru Group в 2020 году. В четвертом квартале 2020 выручка MY.GAMES увеличилась на 27,1% (до 11,1 млрд руб.) при запуске одного нового проекта в этот период (Rush Royale), который пришелся на конец декабря. Около 98% выручки пришлось на F2P-игры, а доля мобильных игр в четвертом квартале составила 76%. Количество зарегистрированных пользователей достигло 770 млн в декабре (+165 млн за 2020 год). Месячная активная аудитория продолжила рост, составив 21 млн в четвертом квартале 2020 (+8,8% год к году) против 14,8 млн в аналогичном периоде 2017 года, а доля платящих пользователей составила 5,3%. Международная выручка также продолжила рост: ее доля составила 77% (против 76% в третьем квартале).

Показатель EBITDA игрового направления в 2020 году составил 6,3 млрд рублей (рост 28% год к году), а ее маржинальность составила 15,4% в связи с продолжающимся увеличением доли мобильной выручки, большим количеством новых запусков, приобретенными студиями на ранних этапах развития, активным маркетингом в течение всего года (в том числе в пиковый четвертый квартал), а также в связи с повышенным спросом на наши продукты и услуги в период мер по ограничению распространения коронавируса и нашей стратегии по удержанию новых пользователей.

Инвестиционное подразделение MY.GAMES Venture Capital (MGVC) успешно завершило консолидацию двух студий в 2020 году, благодаря которым в нашем портфолио появилось две игры, приносящие компании немалую выручку. Студия BeIngame за семь месяцев после консолидации увеличила ежемесячную выручку на 95%, а выручка Deus Craft увеличилась на 44% в четвертом квартале год к году, достигнув 1,2 млрд руб. Компания MY.GAMES приобрела миноритарные пакеты в 12 новых студиях в 2020 год, увеличив количество партнерских студий в портфолио MGVC до 35, с опционом на покупку контрольного пакета в большинстве из них, что дает возможности для дальнейшего роста бизнеса через сделки M&A. При этом новые приобретенные и консолидированные студии уже в 2020 году принесли около 9% выручки MY.GAMES, а рост компании был преимущественно органическим.

Мобильные игры

Мобильные игры остаются основным источником роста MY.GAMES с учетом запусков пяти внутренних мобильных проектов в 2020 г. В пятерку крупнейших по выручке проектов в четвертом квартале 2020 года вошли War Robots, Hustle Castle, Grand Hotel Mania, Left to Survive и Zero City.

War Robots (~7 лет, студия Pixonic) выпустил крупнейшее обновление (Ремастер, октябрь 2020), что позволило масштабировать количество скачиваний франшизы до 184 млн по состоянию на декабрь. Игра остается крупнейшим генератором выручки в портфолио MY.GAMES, а ее среднемесячная выручка в ~900 млн руб. вносит ощутимый вклад в EBITDA компании.

Hustle Castle (~3 года, студия Nord) достигла отметки в 69 млн скачиваний и около 500 млн руб. среднемесячной выручки в четвертом квартале. Студия Nord также оперирует проектом Zero City (около 16 млн скачиваний, более 150 млн руб. ежемесячной выручки), который установил рекорд по ежемесячной выручке в декабре.

Grand Hotel Mania (июль 2020, студия Deus Craft), игра в жанре тайм-менеджмент, достигла 7,7 млн установок и около 400 млн руб. ежемесячной выручки в декабре.

Left to Survive (~3 года, студия Whalekit) показала 30 млн скачиваний и преодолела отметку в 4 млрд рублей совокупной выручки за все время своего существования. Еще один проект студии Warface: Global Operations (~1 год) достиг 15 млн скачиваний.

Rush Royale, мобильная игра в жанре tower defense, выпущенная студией IT Territory в середине декабря 2020, была скачана 0,5 млн раз, а её выручка уже в декабре вплотную подошла к отметке 100 млн рублей.

ПК и консоли

Аудитория франшизы Warface достигла 109 млн игроков по всему миру на всех платформах: игра остается в числе тройки лидеров по выручке среди проектов MY.GAMES, продолжив экспансию на новые рынки (в т. ч. Турции). На консолях PlayStation, Xbox и Nintendo, между которыми теперь работает полноценный кроссплей, Warface установили 23 млн раз.

«Сезон 5: Наследие огня» стартовал в игре Conqueror’s Blade (ПК, 2+ года) в октябре, одновременно с запуском игры в Турции. Пользовательская база проекта достигла 2,8 млн.

Бесплатная ММО Skyforge (ПК, студия Allods Team) достигла 12 млн зарегистрированных пользователей и стала вторым продуктом MY.GAMES, получившим порт на Nintendo Switch (февраль 2021).

Новые инициативы

Сегмент Новых инициатив в четвертом квартале 2020 года увеличил выручку на 101,1% год к году до 5,9 млрд руб., а за год она составила 14,3 млрд руб., показав рост в 95,5%. Среди ключевых драйверов роста следует отметить продолжающийся рост и масштабирование онлайн-образования, а также рост Юлы, Пульса, B2B-сегмента, включая облачные сервисы и другие инициативы. Убыток по EBITDA в сегменте Новых инициатив в четвертом квартале практически не изменился (0,7 млрд руб.), а за 2020 год увеличился на 30.2% год к году, составим 3,9 млрд руб., при этом крупнейшими подразделениями с точки зрения издержек стали Юла и проекты MRG Tech Lab, в том числе в области голосовых технологий и аппаратного обеспечения. Отрицательная рентабельность EBITDA сегмента Новых инициатив сократилась с 40,7% в 2019 до 27,1% в 2020 за счет увеличившихся поступлений от онлайн-образования.

Онлайн-образование

В сегменте новых инициатив подразделение онлайн-образования (EdTech), представленное консолидированными компаниями Skillbox и GeekBrains, остается лидером по выручке, которая в четвертом квартале превысила 2,6 млрд руб., увеличившись год к году в 3,1 раза. За 2020 год выручка от EdTech превысила 6,1 млрд руб., что превысило цель в 5 млрд руб. при положительной рентабельности.

Число зарегистрированных студентов в проектах GeekBrains и Skillbox в декабре 2020 составило более 700 000: это в четыре раза выше, чем в аналогичный период прошлого года. Число платящих студентов увеличилось на 103 000 человек в 2020 году и составило 170 000 (декабрь), то есть выросло в 2,5 раза за прошлый год. В четвертом квартале сервисы прибавили 45,000 пользователей, а средняя доля ежемесячно активных пользователей среди платящих в этих сервисах составила 38%.

Сервисы Skillbox и GeekBrains запустили более 200 новых программ и курсов (профессий и факультетов) за четвертый квартал. Среди них курсы по креативным специальностям (ландшафтный дизайн, музыкальный и звуковой дизайн и т. д.), по аналитике и большим данным, VR/AR, киберспорту и менеджменту. Общее число доступных курсов в декабре достигло 761. Средний чек в четвертом квартале составил 58 000 руб. (-3% год к году), а средняя продолжительность курсов — порядка 12 месяцев.

Несмотря на ожидаемую нормализацию спроса в посткоронавирусный период, мы полагаем, что сегмент EdTech в 2021 году будет активно расти, и прогнозируем выручку на уровне 8-9 млрд руб. от текущих консолидированных активов.

Юла

Выручка Юлы увеличилась в четвертом квартале на 43% год к году (до 1 015 млн руб.) благодаря B2B-продажам и общему росту трафика за счет сотрудничества с ВКонтакте.

Выручка Юлы за 2020 год составила 3 млрд руб., то есть оказалась на верхней границе прогнозных значений, а отрицательная EBITDA сократилась с 2019 года (до 2,2 млрд руб. или 73% выручки в 2020 году — против 95% в 2019).

Продолжилось углубление интеграции с ВКонтакте: в декабре социальная сеть запустила сервис «Объявления». Теперь размещенные во ВКонтакте или на Юле объявления доступны сразу на обоих платформах, и продавцы могут размещать рекламу в релевантных группах ВКонтакте. Новым сервисом воспользовалось более 16 000 групп ВКонтакте менее чем за месяц. Такая кросс-интеграция привела к увеличению ежемесячно активных пользователей Юлы на 22% год к году (до 33 млн) в декабре 2020 г.

Раздел ВКонтакте Работа, запущенный соцсетью в третьем квартале на основе сервиса Worki, продолжает показывать сильный рост, а число ежедневно активных пользователей Worki выросло в 1,7 раза, при этом число новых резюме увеличилось в 3,2 раза год к году в четвертом квартале. На вертикаль «Работа» теперь приходится 18% выручки от объявлений сервиса Юла.

По нашим прогнозам, выручка Юлы в 2021 году составит 3,6-3,9 млрд руб. с продолжением динамики в сторону безубыточности, которую мы планируем достичь в 2022 году.

Пульс и Relap (платформы рекомендаций)

Число пользователей наших платформ рекомендаций достигло 62 млн в месяц (+47% год к году) в четвертом квартале. Дневная активная аудитория Relap в декабре увеличилась до 8 млн (+40% год к году), а месячная активная аудитория достигла 109 млн (+33% год к году). У платформы Пульс дневная активная аудитория составила 6 млн (+75% год к году), а месячная – 62 млн (+40% год к году). Cовокупная выручка двух платформ в четвертом квартале превысила 200 млн руб.

Разработка облачного и B2B ПО

Сегмент B2B-технологий превысил 1 млрд руб. выручки в четвертом квартале 2020, увеличившись более чем на 200% год к году. За последний год облачные сервисы Mail.ru Group выросли в несколько раз, а годовая выручка приблизилась к отметке в 1 млрд руб.

Ключевые партнерства

СП «О2О» (равные доли у Сбера и Mail.ru Group)

Совместное предприятие «О2О» показало активный рост в 2020 году, несмотря на ограничительные меры в связи с пандемией коронавируса, которые особенно отразились на сегменте мобильности. После завершения консолидации Самоката и Кухни на районе в 2020 году, в активы СП «О2О» теперь входят: Delivery Club, Ситимобил, Youdrive, Самокат, Кухня на районе, Foodplex (бренд R_keeper). Общий объем оборота СП (GMV) на сопоставимой основе превысил 118 млрд руб. (рост в 2,3 раза год к году) с прогнозом по GMV [A1] более 170 млрд руб. по состоянию на декабрь.

Сервисы в сегменте фудтеха, включая Delivery Club (98,1%), Самокат (85,1%), Foodplex (99,1%) и Кухню на районе (84,7%)

Delivery Club сохраняет лидерство на российском рынке доставки еды из ресторанов. В четвертом квартале сервис увеличил валовую выручку в 2,1 раза год к году (до 3,1 млрд руб.), а число заказов — в 2,0 раза год к году (до 18 млн), при этом доля заказов не из ресторанов составила 9%. В 2020 году сервис превысил прогнозные значения по выручке — она выросла в 2,3 раза год к году и составила 10 млрд руб. Число доставленных заказов также было выше прогноза — 60 млн, в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Сервис работает в 299 населенных пунктах России, где проживает более половины населения страны. Собственная логистическая служба Delivery Club доставила 59% от общего числа заказов в декабре. По состоянию на декабрь к сервису подключено 39 000 ресторанов (рост в 2,8 раза год к году), а более 7 000 ресторанов подключили возможность заказа еды навынос.

Delivery Club продолжает развивать доставку продуктов, предлагая экспресс (в пределах 15 минут, 1 500 – 3 000 наименований), быструю (30-40 минут, 15 000+ наименований) и более долгую доставку (15-40 тыс. наименований товаров) продуктов и товаров из продуктовых сетей в более 100 городах России (с охватом более 3 000 магазинов), а на 2021 год сервис планирует развивать это направление дальше. В 2020 году 71% всех онлайн-заказов продуктов были выполнены на маркетплейсах.

Delivery Club первым на рынке реализовал ряд инициатив в сегментах доставки продуктов, заказов еды навынос и доставки медикаментов — и продолжает расширять набор доступных пользователям услуг. Так, в четвертом квартале сервис запустил доставку наборов еды, а также безрецептурных лекарств через сервис «Все аптеки» Mail.ru Group (к нему подключено 30 400 аптек в России). В 2021 году планируются новые инициативы по диверсификации, включая дополнительные интеграции с Foodplex (также входит с СП «О2О»).

В числе недавних интеграций с другими сервисами экосистемы стоит отметить: 1) обновленную версию мини-приложения Еда ВКонтакте, через которое Delivery Club получил около 10% новых пользователей; 2) подключение водителей Ситимобила к доставке продуктов, заказанных через сервисы СП.

Delivery Club добился дальнейшего роста показателей юнит-экономики за счет увеличения плотности продаж, финансовой дисциплины и дополнительных технологических усовершенствований. Несмотря на высокую базу, связанную с периодом ограничительных мер из-за коронавируса, Delivery Club планирует хорошие двузначные темпы роста в 2021 и продолжит повышать показатели юнит-экономики. Собственная доставка из non-QSR ресторанов и маркетплейс уже демонстрирует позитивную юнит-экономику.

В четвертом квартале 2020 года валовая выручка сервиса экспресс-доставки продуктов Самокат увеличилась в 19 раз год к году и составила 4,3 млрд руб. Объем заказов за период достиг 8,5 млн, что в 12,3 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года, а в декабре количество заказов достигало 100 000 в день. Самокат доставил 18 млн заказов в 2020 году, что в 15 раз выше аналогичного показателя 2019 года, а выручка сервиса составила 9 млрд руб. (рост в 23 раза год к году).

С октября сервис начал работу в Казани, четвертом городе после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Самокат планирует дальнейшую территориальную экспансию в 2021 году.

В декабре в городах присутствия сервиса Самокат действовало 400 магазинов-складов против 80 годом ранее. В ассортименте Самоката порядка 2 600 товаров, из которых более 340 представлены собственными торговыми марками — на их долю приходится свыше 11% выручки сервиса. Сейчас Самокат тестирует формат работы с более широкой сетью магазинов-складов, в которых будет представлено значительно больше товаров, а также с ресторанами, работающими исключительно на доставку, и другими опциями сервисов с добавленной стоимостью. Сервис планирует увеличить свою долю на рынке локальной онлайн-доставки продуктов в 2021 году, со среднегодовой выручкой в 20 млрд руб. по состоянию на декабрь 2020.

Сервис доставки готовой еды Кухня на районе, работающий в формате приготовления домашней еды исключительно на доставку и управляющий 45 кухнями в Москве (декабрь 2020, против 29 в январе 2020), обработал более 1,9 млн заказов (рост в 2,7 раза год к году) и показал выручку в 0,9 млрд руб. (рост в 2,9 раза год к году) в четвертом квартале. Общее количество обработанных заказов в 2020 году составило 5,2 млн (рост в 3,4 раза год к году), а годовая выручка составила 2,6 млрд руб. (рост в 3,7 раза год к году). В 2021 году платформа планирует как расширение охвата в Москве, так и экспансию в другие города, а среднегодовая выручка ожидается на уровне 3,9 млрд руб. по состоянию на декабрь.

Транспорт, включая Ситимобил (95,4%) и YouDrive (77,3%)

Ситимобил нарастил количество поездок и валовую выручку в четвертом квартале на 20% по сравнению с третьим кварталом, осуществив за 2020 год 185 млн поездок и получив оборот в размере 46 млрд руб. В некоторых регионах оба показателя выросли примерно в три раза в годовом сопоставлении, а доля рынка достигла 30%. Ситимобил продолжил освоение рынка B2B и транспортных услуг повышенной комфортности — количество поездок в этих сегментах выросло на 70% по сравнению с предыдущим кварталом.

Платформа улучшила алгоритмы диспетчеризации и расчета повышенной стоимости, что позволило в 2020 году значительно увеличить процент выполненных заказов, более эффективно распределять водителей и сократить время ожидания. Для водителей Ситимобил запустил топливную платформу, позволяющую заправляться по специальным ценам и совершать оплату прямо в приложении.

Ситимобил продолжил развивать направление доставки в сегментах C2C и B2C, заключая новые партнерства (например, включение сервиса Самокат в экосистему «O2O»): количество поездок увеличилось более чем на 75% в квартальном сопоставлении до 20 тыс. заказов в день.

В рамках реализации мультимодальной стратегии Ситимобил запустил полномасштабную консолидацию с сервисом YouDrive. Согласно планам компании, технологическая и операционная интеграция будет проведена в 2021 году.

Такси ВКонтакте продолжило стремительный рост: количество пользователей мини-приложения за 2020 год превысило 2 млн. Помимо этого, Ситимобил стал партнером Mail.ru Group по доставкам в сфере социальной коммерции. Ситимобил и СберЛизинг запустили льготную программу лизинга для таксопарков, в рамках которой партнеры получили уже сотни автомобилей. Продолжается интеграция с картами 2ГИС, реализуемая в рамках программы по улучшению механизмов навигации.

Несмотря на негативное влияние пандемии и стремительный рост в 2020 году, Ситимобилу удалось несколько сократить долю убытков по EBITDA в процентном отношении к валовой выручке за год. В 2021 году компания планирует значительно улучшить удельные показатели.

СП AliExpress Россия (доля Mail.ru Group — 15%)

AliExpress Россия продолжает наращивать масштабы деятельности: месячная аудитория сервиса составляет 29,1 млн пользователей, а дневная — 8,8 млн. Платформа по-прежнему работает над повышением уровня клиентского сервиса и расширением ценностного предложения:

— Число продавцов из России выросло в семь раз за 2020 год и на январь 2021 года превышало 35 тыс.
— Ассортимент товаров, предлагаемых такими продавцами, вырос более чем в 3,6 раза в годовом сопоставлении
и превысил 5,5 млн товарных позиций. Общее количество позиций, предлагаемых на маркетплейсе российскими и иностранными поставщиками, превысило 100 млн, а число продавцов составило более 150 тыс.
— Буркхард Биндер, один из основателей и бывший управляющий директор Lamoda, присоединился к команде AliExpress Россия в качестве вице-президента и будет отвечать за развитие локального бизнеса в сфере моды.
— Сервис экспресс-доставки AliExpress Plus, предлагающий доставку от российских поставщиков в течение двух дней, а от китайских — в течение не более 15 дней, смягчил условия возврата товара и отменил соответствующие сборы. На четвертый квартал доля валовой выручки AliExpress Plus выросла до 38%.
— AliExpress Россия обновил интеграцию с Одноклассниками в четвертом квартале, благодаря чему приходящаяся на них выручка выросла на 56% в квартальном сопоставлении. В ходе последней акции 11/11 маркетплейсу удалось привлечь через платформу ВКонтакте 120 тыс. новых покупателей. AliExpress Россия и Mail.ru Group также запустили виртуальные витрины и интеграцию с сервисом рекомендаций «Пульс». Количество человек, использующих сервисы AliExpress Россия через Одноклассники и ВКонтакте, превысило 8 млн в месяц.
— AliExpress Россия продолжает развивать первый на рынке сервис трансляций в режиме реального времени. В течение 2020 года охват аудитории трансляций вырос до 50 млн просмотров в приложении AliExpress и более 210 млн просмотров в соцсетях.
— В 2020 году AliExpress Россия привлек более 300 новых ИТ-специалистов, а также обеспечил полную локализацию контакт-центров для российских пользователей и основной части функционала SaaS, связанного с механизмами поиска и рекомендаций.
— Платформа расширила круг доступных российским пользователям способов оплаты, включив в их число Google Pay.
— Маркетплейс расширил географию экспресс-доставки товаров повседневного спроса в регионы, первым среди новых направлений стала Казань.
— В январе 2021 года AliExpress Россия запустил экспресс-доставку товаров российских поставщиков в пункты выдачи, находящиеся в магазинах. Услуга уже доступна в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других крупных городах России и бесплатна для пользователей.
— Сеть пунктов выдачи заказов (с учетом постаматов) теперь включает 18 тыс. точек.

Компания Cainiao, основной логистический партнер AliExpress Россия, с июня 2020 года вложила 1,7 млрд руб. в развитие сети пунктов выдачи в России, в том числе в установку более 2 тыс. постаматов для обслуживания заказов маркетплейса. Компания также открыла восемь новых складских комплексов, в результате чего обработка заказов через Cainiao стала доступна российским поставщикам в более чем 800 точках. «Почта России» и Cainiao провели интеграцию и улучшили систему обмена данными для повышения качества отслеживания заказов и снижения числа недоставленных заказов AliExpress Россия.

Стратегическими приоритетами AliExpress Россия на 2021 год остаются сокращение сроков международной доставки, а также дальнейшее масштабирование российского маркетплейса и проектов в сфере социальной коммерции. Также планируется увеличение доли российских товаров в общей выручке до 50% в течение ближайших нескольких лет. На настоящий момент этот показатель составляет 25%.

1 октября Mail.ru Group осуществила дополнительный платеж в пользу СП «AliExpress Россия» в размере 82 млн долл. США в соответствии с оригинальными условиями сделки, согласованными в 2019 году. Согласно этим условиям, общий денежный взнос компании в СП должен составить 182 млн долл. США.

Данные, содержащиеся в русской версии пресс-релиза, представлены для ознакомления, полная версия на английском языке доступна по ссылке: https://corp.mail.ru/en/press/releases/10836/

Конференция и трансляция

Руководство компании проведет телеконференцию с сессией вопросов и ответов для аналитиков и инвесторов в тот же день в 16:00 по московскому времени / 13:00 по британскому времени / 08:00 по нью-йоркскому времени.

Данные для участия в конференции:

Дата: 4 марта 2021 года, четверг

Время: 16:00 (Москва), 13:00 (Лондон), 8:00 (Нью-Йорк)

Номера для участников (с возможностью задать вопросы*):

Великобритания:

+44 (0)330 336 9411 (для местной связи) / 0800 279 7204 (бесплатно)

Россия:

+7 495 646 9190 (для местной связи) / 8 10 8002 8675011 (бесплатно)

США:

+1 929 477 0324 (для местной связи) / 800 458 4121 (бесплатно)

Код подтверждения: 3383686

Веб (с возможностью слушать телеконференцию и видеть информационные материалы):

https://www.webcast-eqs.com/mailru20210304

*Мы рекомендуем подключиться к телеконференции не менее чем за пять минут до ее начала.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Контакты для инвесторов:
Татьяна Волочкович
Тел.: +7 495 725 6357 доб.: 3434
Моб: +7 905 594 6604
Email: t.volochkovich@corp.mail.ru

Контакты для прессы:
Сергей Лучин
Моб.: +7 (915) 223-35-71
Email: s.luchin@corp.mail.ru

Поделиться