Пресс-релизы

14.09.2017

В каждом пятом случае школьную травлю инициируют учителя

Проект Дети Mail.Ru провел опрос, посвященный травле в школе. Результаты говорят о том, что это явление для многих стало обыденностью: более половины родителей заявили, что их дети сталкивались с агрессией в школе или других коллективах.

Недавнее ЧП в ивантеевской школе, где 15-летний ученик напал на педагога, заставило и родителей, и специалистов сферы образования всерьез задуматься о проблеме травли в школе. Есть подозрения, что именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников подтолкнули подростка к такому поступку.

В опросе проекта Дети Mail.Ru приняли участие более 10 тысяч пользователей. Проблема травли оказалась абсолютна незнакома только пятой части респондентов (19%). По словам опрошенных, чаще всего зачинщиками конфликтов выступают ровесники того же пола (52%), реже – сами учителя (21%).

Почти половина респондентов считает, что в окружении их ребенка распространена травля. Две трети уверены, что объектом агрессии может стать любой ребенок, еще треть считает, что поводом могут стать внешние отличия. Больше половины родителей в прошлом сами были жертвами нападок. 42% опрошенных до сих пор переживают по поводу конфликтов, случившихся в детстве.

Подавляющее большинство (80%) полагает, что травля в будущем негативно отразится на психике ребенка. Больше половины готовы оказать ему всяческую поддержку, включая перевод в другую школу. Пятая часть респондентов считает, что дети должны разбираться между собой без вмешательства взрослых.

При ответе на вопрос о том, кто должен разрешать конфликты, мнения разделились: 69% считают, что это обязанность родителей, 65% — учителей, 50% — психологов, 52% — самих детей (можно было выбрать более одного ответа).

«Я часто работаю с детьми и могу подтвердить, что с проблемой травли в школе сталкиваются очень многие, — прокомментировала результаты опроса семейный и детский психолог Анна Лихонина. — Причем это было всегда. Теперь уже взрослые дяди и тети сидят в кресле и вспоминают эти моменты. Так что 80% опрошенных, безусловно, правы, когда говорят об отдаленных последствиях буллинга.

Никакого закона относительно буллинга у нас нет. А учителя, если и видят проблему, почти ничего не могут сделать, либо делают вид, что не замечают ее. Им вроде и хочется помочь, но они не всегда знают, как.

21% учителей среди обидчиков — огромная цифра. И тут вот какое дело: кто-то из педагогов сознательно говорит ребенку о том, что "запрет его в чулане". А кто-то как бы в шутку отмечает: "Да уж, такому ученику и тройка — высший балл". Дети это чувствуют и радостно подхватывают. Это ужасно, конечно».