Mail.Ru Group: неаудированная отчетность по МСФО за второй квартал 2018 года

26 июля 2018 года. Mail.Ru Group Limited (MAIL.IL, в дальнейшем именуемая «Mail.Ru Group» или «компания»), одна из крупнейших интернет-компаний русскоязычного сегмента сети, сегодня публикует неаудированную отчетность в соответствии с МСФО и сегментные финансовые данные за второй квартал и первое полугодие 2018 года. 

Основные показатели*

► Второй квартал 2018 г.

- Во втором квартале 2018 года совокупная сегментная выручка компании выросла на 30,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 17 077 млн руб.
​- Во втором квартале 2018 года совокупный сегментный показатель EBITDA снизился на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3 659 млн руб.
- С учетом разового неденежного списания в размере 1 698 млн руб. во втором квартале 2018 года совокупная чистая прибыль компании снизилась на 76,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 633 млн руб. Без учета этого расхода совокупная чистая прибыль компании снизилась на 13,1%.

► Первое полугодие 2018 г.

- В первом полугодии 2018 года совокупная сегментная выручка компании выросла на 29,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33 577 млн руб.
- В первом полугодии 2018 года совокупный сегментный показатель EBITDA снизился на 17,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 7 652 млн руб.
- С учетом разового неденежного списания в размере 1 698 млн руб. в первом полугодии 2018 года совокупная чистая прибыль компании снизилась на 51,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 039 млн руб. Без учета этого расхода совокупная чистая прибыль компании снизилась на 24,0%.

► Остаток денежных средств на счетах по состоянию на 30 июня 2018 г. составил 8 565 млн руб.

Недавние события

► Проведен тестовый запуск VK Pay: платежная платформа позволят пользователям переводить деньги друзьям, сообществам, блогерам и компаниям, а бизнесу предоставляет встроенный в экосистему инструмент социальной коммерции.
► ВКонтакте запустил голосовые и видеозвонки.
► Реализованы многочисленные обновления VK Messenger: чат-боты для групповых чатов, публичные каналы, возможность выдавать права администратора другим пользователям в чате и т. д.
► ВКонтакте представил Немезиду — алгоритм защиты уникального контента на основе искусственного интеллекта.
► ВКонтакте перезапустил сервис опросов.
► ВКонтакте запустил ленту новостей, посвященную Чемпионату мира по футболу FIFA 2018, а также специальный виджет и официальный чат-бот сообщества Welcome2018.com для болельщиков.
► В приложениях Одноклассников для iOS и Android появилась новая видеовитрина, а также квадратные видео.
► ОК представили виртуальные 3D-маски для видеозвонков на iOS и Android.
► В приложении OK Live появилась возможность комментировать трансляции других пользователей и групп.
► ОК представили видеомагазин с обзорами товаров из собственного маркетплейса соцсети и возможностью делать покупки из видеоплеера.
► Вышло крупное обновление игры War Robots: новые роботы, оружие и карта.
► Ограниченный запуск (soft launch) мобильной игры «Эволюция 2» стартовал на Android в России.
► EPICENTER XL, киберспортивный турнир, организованный ESforce, стал самым популярным мэйджором в сезоне Dota Pro Circuit 2017-2018 на Twitch.
► Warface анонсировал профессиональную киберспортивную лигу (PvP League), первый сезон стартует осенью 2018 года.
► Анонсирована версия Warface для консолей, релиз назначен на сентябрь 2018 года.
► Мобильная игра Hustle Castle достигла 17,5 млн установок с момента международного запуска, состоявшегося в ноябре 2017 года.
► Почта Mail.Ru представила новую стратегию развития продукта — EGO: умная, полезная, безопасная почта. EGO – самое масштабное продуктовое обновление за последние несколько лет. В его рамках были представлены такие возможности, как умная группировка писем, антифишинговая технология на основе компьютерного зрения, а также новый интерфейс.
► Mail.Ru Cloud Solutions вышла на рынок PaaS с новым масштабируемым PaaS-сервисом для анализа больших данных.
► Mail.Ru Cloud Solutions запустила Sendbox и Askbox, платные SaaS-сервисы для создания рассылок и опросов.
► Pandao запустил трансляции («магазин на диване») и вышел на рынок СНГ.
► Delivery Club представил рекомендации на странице корзины.
► Delivery Club запустил промоцентр, позволяющий ресторанам загружать свои спецпредложения.
► Юла запустила раздел «Вакансии» и представила кэшбек бонусными баллами для продавцов.
► myTarget интегрировал кэшбек оффлайн-магазинов в рекламные онлайн-кампании.
 Согласно отчету Mediascope видеосеть Mail.Ru Group является лидером по охвату аудитории среди рекламных видеосетей в рунете.
► App Annie включила ВКонтакте и Одноклассники в топ-3 самых прибыльных российских приложений.
► Mail.Ru Games Ventures и Unity Technologies объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого Unity-разработчики по всему миру смогут получить финансирование перспективных игровых проектов.
► В приложении «Клевер» появились «клеверсы» — внутренняя валюта в рамках программы лояльности — и режим игры с друзьями.

Комментируя результаты деятельности компании, Дмитрий Гришин, председатель Совета директоров компании, и Борис Добродеев, генеральный директор (Россия) Mail.Ru Group, сказали:

«Мы рады сообщить, что во втором квартале 2018 года продолжился уверенный рост, наблюдавшийся в первом квартале. Мы завершили консолидацию ESforce и представляем все результаты с учетом ESforce на сопоставимой основе. Во втором квартале 2018 года выручка выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 17 077 млн руб. Как мы заявляли ранее, в 2018 году большая доля инвестиций приходится на первое полугодие; во втором квартале мы продолжали активно инвестировать в ряд наших новых продуктов, в особенности в наши O2O-инициативы. Эти проекты не вышли на самоокупаемость, однако их доля в общей выручке выросла. Таким образом, с учетом ESforce на сопоставимой основе показатель EBITDA снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 3 659 млн руб.

Как мы ранее отмечали, в сфере рекламы продолжается перераспределение бюджетов в пользу онлайна. В то же время в онлайн-сегменте идет перераспределение бюджетов в пользу мобильной рекламы, в особенности рекламы в соцсетях. Во втором квартале 2018 года эта тенденция осталась неизменной. Ее поддерживают традиционные офлайн-бренды, малый и средний бизнес, которые переходят в онлайн-сегмент и отводят все большую долю рекламного бюджета на продвижение на мобильных устройствах, уделяя особое внимание соцсетям. Мобильные промопосты в соцсетях, в том числе видеопосты, - по-прежнему самый быстрорастущий сегмент рекламы, и активность рекламодателей ВКонтакте и Одноклассников продолжает расти. Мобильная реклама на данный момент составляет 64% от общей рекламной выручки социальных сетей.

Во втором квартале продолжился активный рост выручки от рекламы. Он обусловлен не только перераспределением бюджетов, но и ростом аудитории, повышением вовлеченности, совершенствованием рекламных технологий, увеличивающих ROI для наших партнеров, и высокой эффективностью продаж. 

Благодаря этим факторам наша выручка от рекламы (с учетом ESforce на сопоставимой основе) во втором квартале 2018 года продолжила расти значительно быстрее рынка и увеличилась на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 7 294 млн руб. Монетизация поиска по-прежнему затруднена; таким образом, без учета рекламы в поиске выручка от рекламы выросла на 45%, составив 6 897 млн руб. ОК также продолжают демонстрировать стабильное увеличение выручки от рекламы: во втором квартале рост достиг 29%.

Во втором квартале ВКонтакте продолжил показывать отличные результаты, в том числе дальнейший рост российской аудитории и вовлеченности пользователей. Выручка ВКонтакте увеличилась на 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 4 364 млн руб. В области монетизации, в 2018 году мы продолжим фокусироваться на мобильной рекламе, которая остается самым быстрорастущим видом выручки. Как мы отмечали ранее, у ВКонтакте есть значительный потенциал для дальнейшего роста как за счет увеличения вовлеченности аудитории, так и за счет ряда новых функций для общения и развлечений. Во втором квартале мы продолжили расширять функциональность платформы, а также совершенствовать ленту новостей и взаимодействие с контентом, что приводит к росту вовлеченности. Мы продолжали фокусироваться на улучшении пользовательского опыта; на фоне этого во втором квартале потребление контента в среднем выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. VK Messenger также остается ключевым элементом ВКонтакте. Во втором квартале мы реализовали ряд улучшений мессенджера; основным стало внедрение голосовых и видеозвонков, которыми активно начала пользоваться аудитория.

В начале июля мы анонсировали тестовый запуск VK Pay. Теперь и крупный, и малый бизнес сможет принимать платежи во ВКонтакте, а пользователи смогут направлять платежи компаниям, делать пожертвования другим людям и сообществам, а также совершать регулярные платежи. Мы рассматриваем VK Pay как ключевой элемент социальной экосистемы eсommerce: он будет стимулировать бизнес расширять присутствие на платформе ВКонтакте и даст дополнительные возможности пользователям. Благодаря сотрудничеству с партнерами, сервис предоставляется пользователям бесплатно, и в среднесрочной перспективе это останется неизменным. Во втором полугодии мы сфокусируемся на запуске VK Pay для максимального числа бизнес-групп (которых во ВКонтакте около 400 000) и активных сообществ (их в соцсети около 1,8 млн) и постараемся добиться максимального распространения этой платежной системы.

Во втором полугодии будет запущена платформа VK Apps, призванная стимулировать развитие функциональности для пользователей ВКонтакте. Запуск станет логическим продолжением развития открытой платформы для разработчиков, позволяющей создавать приложения, интегрированные с ВКонтакте. Разработчики смогут использовать все преимущества VK Messenger, платформы Bots, а также VK Pay, с помощью которого можно будет принимать платежи. 

В начале 2017 года мы заявляли, что, по нашим оценкам, мы сможем снова удвоить выручку ВКонтакте в течение следующих трех-четырех лет. Теперь мы можем внести значительные корректировки в этот прогноз: сейчас мы полагаем, что на удвоение выручки ВКонтакте за 2016 год понадобится около двух лет, и мы приблизимся к достижению этого показателя к концу 2018 года.

Во втором квартале 2018 года наши MMO-игры продолжали демонстрировать хорошие результаты, наблюдавшиеся и в первом квартале: выручка от игр выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38%, составив 5 325 млн руб. Мы продолжаем диверсифицировать портфолио игр, максимально расширяя его, осуществляя международную дистрибуцию и выпуская версии для различных платформ. Во втором квартале выручка на международном рынке составила 63% всей выручки от MMO. Нашими крупнейшими рынками за пределами России стали США, Япония и Германия. Таким образом, на данный момент доля международной выручки от игр в общем объеме выручки компании составляет 20%.

Как и в 2017, и в первом квартале 2018 года, драйвером роста послужил успех целого ряда проектов — как изданных ранее, так и новых. Отличные результаты демонстрируют Warface и War Robots, которые остаются нашими крупнейшими играми. Третьей в этом списке становится наша международная мобильная игра Hustle Castle, которая продемонстрировала значительный рост во втором квартале. Игру уже установили более 17,5 млн раз, количество отзывов в Google Play достигло 500 000, а средняя оценка — 4,7/5. Компания App Annie включила Hustle Castle и War Robots в список самых успешных международных игр из СНГ и стран Балтии. Мы по-прежнему считаем обе игры очень перспективными. Несмотря на ряд успешных обновлений в Armored Warfare, результаты данной игры в последнее время были ниже ожидаемых. В связи с этим мы приняли решение о разовом неденежном списании игры в размере 1 698 млн руб. 

На второе полугодие у нас запланирован плотный график релизов на ПК, мобильных устройствах и консолях, в том числе бета-тестирование Conquerors Blade (мы лицензировали права на СНГ, Европу и североамериканские территории). Мы по-прежнему полагаем, что активный рост игр в этом году продолжится, и выручка в этом сегменте будет увеличиваться приблизительно теми же темпами, что и выручка компании в целом. Как и ранее, маржинальность нашего игрового бизнеса зависит от структуры выручки, а также от затрат на продвижение новых игр в данный период. Во втором квартале доля мобильных игр в общем объеме недавно запущенных игр выросла, что повлияло на маржинальность. Мы ожидаем, что во втором полугодии доля затрат на продвижение игр снизится, что отразится на маржинальности игрового сегмента в этот период.

В январе 2018 года мы объявили о приобретении ESforce, одной из крупнейших киберспортивных организаций в мире. Сделка была завершена в конце марта 2018 года. ESforce очевидным образом вписывается в стратегию развития наших социальных сетей и игр; кроме того, продолжается быстрый рост рынка киберспорта. В июне мы анонсировали запуск Warface PvP League, первой профессиональной киберспортивной лиги в СНГ, которая будет использовать экспертизу и инфраструктуру ESforce. Старт первого сезона запланирован на осень 2018 года. Мы полагаем, что этот бизнес обладает значительным потенциалом синергии в области выручки и затрат, и ожидаем, что во втором полугодии издержки продолжат снижаться. В бизнесе ESforce продолжает наблюдаться некоторая сезонность. Тем не менее, мы рады подтвердить прогноз, который озвучивали ранее: мы ожидаем, что выручка ESforce за 2018 год увеличится на 80-100%, а убыток снизится как минимум вдвое по сравнению с уровнем 2017 года.

Во втором квартале 2018 года выручка от IVAS начала расти, увеличившись на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Хотя IVAS на десктопе в ОК продолжает снижаться, мы рады отметить рост новых мобильных IVAS-продуктов и сервисов по подписке, в особенности сервиса подписки на музыку. В июле 2018 года было объявлено, что количество активированных платных и пробных подписок на наших платформах и в интегрированном мобильном приложении BOOM, разработанном UMA, впервые превысило 1,5 млн. Активный рост числа подписок продолжается, и мы будем, как и ранее, расширять функциональность наших продуктов в сфере музыки. Мы по-прежнему полагаем, что выручка от IVAS в 2018 году останется приблизительно на том же уровне, что и годом ранее. Доля IVAS в общей выручке продолжит снижаться, поскольку другие виды выручки растут быстрее.

Что касается Delivery Club, во втором квартале 2018 года мы фокусировались на эффективности расходов на маркетинг, оптимизации когорт и повышении эффективности платформы. Несмотря на эффект высокой базы, созданный результатами второго квартала 2017 года (в прошлом году на этот период пришелся пик маркетинговых затрат), Delivery Club продолжает демонстрировать активный рост всех операционных метрик: размер месячной активной аудитории на мобильных устройствах вырос приблизительно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число заказов продолжает расти — соответственно, увеличивается и выручка: во втором квартале она выросла на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 442 млн руб. На данный момент изменения в динамике конкуренции не отражаются на нашем бизнесе — так, в июне было сделано 1,4 млн заказов. Относительное замедление темпов роста во втором квартале объясняется эффектом высокой базы второго квартала 2017 года. Принимая во внимание то, как начался третий квартал, мы ожидаем, что выручка Delivery Club в 2018 году продолжит активно расти, и во втором полугодии увеличится более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Во втором квартале Delivery Club запустил промоцентр, позволяющий ресторанам-партнерам загружать свои спецпредложения; первый отклик на этот запуск позитивный. Во втором полугодии мы продолжим улучшать сайт и приложения, визуально выделим спецпредложения ресторанов, а также сосредоточимся на дальнейшей оптимизации скорости доставки. Кроме того, мы представим новые инструменты, которые позволят ресторанам-партнерам управлять своим инвентарем. Мы продолжаем инвестировать в Delivery Club, однако полагаем, что пик инвестиционной фазы пройден. Также во втором полугодии мы продолжим оптимизацию маркетинговых каналов. Как и ранее, мы считаем, что Delivery Club начнет приносить прибыль в течение 2018 года, и фокусируемся на построении бизнеса, который станет долговременным стабильным источником прибыли.

С момента запуска, состоявшегося в 2015 году, наш сервис объявлений с привязкой к геолокации Юла набрал значительную стабильную аудиторию, а также представил ряд важных вертикалей. Несмотря на традиционную сезонность, во втором квартале 2018 года размер аудитории оставался приблизительно на том же уровне, что и в первом квартале, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года средняя дневная и месячная активная аудитория продемонстрировала рост. Во втором квартале Юла запустила кэшбек бонусными баллами для продавцов, а также новую вертикаль «Вакансии». В четвертом квартале 2017 года стартовали эксперименты по монетизации, которые продолжились в первом полугодии 2018 года: выручка проекта за июнь превысила 100 млн руб. Во втором полугодии мы намерены представить новые инициативы в вертикалях, а также запустить новые инструменты для профессиональных продавцов и покупателей; мы полагаем, что все эти обновления приведут к повышению монетизации.

Во втором квартале продолжилось активное развитие Pandao. Несмотря на традиционный эффект сезонности, мы наблюдаем стабильный рост использования сервиса: общее количество загрузок достигло 20 млн, а размер месячной активной аудитории составил более 6 млн пользователей. Во втором квартале мы сосредоточились на развитии продукта и локализации в странах СНГ, а также на улучшении услуги быстрой доставки: теперь самые популярные товары гарантированно доставляются в течение 20 дней. Мы повышаем эффективность платформы и работаем над тем, чтобы продавцам было проще присоединиться к Pandao. Благодаря этому ассортимент также продолжает стабильно расти, и на данный момент он достигает 34 млн товарных позиций (SKU). Как и прежде, мы считаем, что у Pandao значительные перспективы.

Во первом полугодии мы объявили об участии в раунде инвестиций в Ситимобил, а также сделали относительно небольшую инвестицию в сервис «Везет». Эти вложения позволяют нам предлагать сервисы такси нашим пользователям, не субсидируя эти сервисы постоянно и таким образом избегая негативного влияния на прибыль. Доступ к сервисам такси, который обеспечивают нам Ситимобил и «Везет», позволяет предлагать эту опцию и в крупнейших городах, и в регионах. Первые результаты этой интеграции нас очень радуют. Мы получаем преимущества в двух направлениях: во-первых, мы можем предлагать эту опцию пользователям; во-вторых, значительная часть рекламы этих сервисов размещается в нашей сети. Уже сейчас мы видим позитивные изменения динамики роста аудитории и числа поездок, а во втором полугодии мы усилим интеграцию сервисов такси в нашу сеть.

Во втором квартале потенциал нашего бизнеса по генерированию положительного денежного потока оставался на прежнем уровне, и денежный поток соответствовал ожиданиям. Чистый остаток денежных средств после учета затрат на сделки M&A на конец второго квартала 2018 года составил 8,6 млрд руб.

В первом полугодии 2018 года продолжился активный рост выручки, в который внесли вклад как наши традиционные бизнесы, так и новые. Мы ожидаем, что выручка от рекламы и игр продолжит активно расти во втором полугодии. Кроме того, мы видим перспективы значительного роста и дальнейшей интеграции нашего eCommerce бизнеса. Во втором полугодии мы продолжим интеграцию ESforce; принимая это во внимание, мы рады сообщить, что повышаем наши финансовые прогнозы на 2018 год. Мы ожидаем, что выручка в 2018 году увеличится по сравнению с 2017 годом не на 23–28%, как мы говорили ранее, а на 26–30%, и составит от 71,7 до 73,9 млрд руб. 

Учитывая то, как мы начали третий квартал, а также предполагаемые тенденции на второе полугодие, мы полагаем, что во второй половине 2018 года маржинальность повысится. Драйвером этого увеличения станет продолжающееся ускорение роста выручки Юлы и Delivery Club, график выхода игр и затрат на их продвижение, а также запланированное снижение связаных с рекламной выручкой расходов в соцсетях. Принимая во внимание эти факторы, мы с уверенностью заявляем, что большая пропорция затрат в 2018 году пришлась на первое полугодие, и во втором полугодии рентабельность повысится. Это позволяет нам подтвердить прогноз показателя EBITDA в 2018 году на уровне 21-22 млрд руб. даже с учетом ESforce на сопоставимой основе». 

Телефонная конференция

Руководство компании проведет телеконференцию с сессией вопросов и ответов для аналитиков и инвесторов в 9:00 по британскому времени (11:00 по московскому времени) 26 июля 2018 года, в четверг.

Данные для участия в конференции

Код подтверждения:

6148689

Телефоны для участников конференции

Россия

8 800 500 9283

Великобритания

0800 358 6377

США

800 263 0877

Контакты для инвесторов:
Мэттью Хэммонд
Email: hammond@corp.mail.ru

Контакты для прессы:
Ольга Зыряева
Email: o.zyryaeva@corp.mail.ru