5 апреля 2019Пресс-релизы

Исследование Mail.ru Group к 25-летию Рунета

Интернет-среда постоянно меняется. А главным драйвером изменений являются люди, которые все более активно подхватывают тренды и используют их в повседневной жизни. К 25-летию Рунета, которое отмечается 7 апреля, Mail.ru Group провела исследование пользователей российского интернета и выделила несколько важных привычек и трендов в их поведении.

Как мы считали

Исследование проводилось в марте 2019 года совместно с компанией ResearchMe, партнером Mail.ru Group по реализации маркетинговых исследований. В опросе приняли участие 9 600 пользователей интернета в России старше 14 лет с десктопных и мобильных устройств. Кроме того, мы опирались на данные Фонда Общественное Мнение (ФОМ), а также провели опрос пользователей блога Mail.ru Group на IT-портале Хабр.

Роль интернета в жизни людей продолжает расти

По данным исследования Mail.ru Group, 81% опрошенных используют интернет ежедневно и многократно в течение дня. Только 10% отметили, что выходят в сеть реже двух–трех раз в сутки. Согласно результатам опроса ФОМ[1], в 2019 году интернетом когда-либо пользовались 76% россиян. Для сравнения, в 2000 на вопрос о пользовании интернетом положительно ответили только 3,6% респондентов[2].

Результаты исследования Mail.ru Group опровергли стереотип о большей интернет-активности молодых людей. Выяснилось, что сегодня 71% пользователей старше 55 лет пользуются интернетом ежедневно и многократно в течение дня. При этом среди подростков (14–17 лет) эта доля немногим больше — 79%.

Согласно нашему исследованию, большинство опрошенных (76%) отметили, что проводят в интернете больше времени, чем пять–семь лет назад. Это характерно для аудитории всех возрастов. Люди пользуются интернетом для общения в соцсетях (64%), игр (62%), поиска информации (58%), просмотра видео (56%) и прослушивания музыки (55%). При этом в 2000 году у пользователей были другие приоритеты. По данным ФОМ[3], тогда в топ-5 входили поиск информации (43%), компьютеры и программы (27%), новости (27%), игры (25%), а также юмор (24%) и музыка (23%).

Современные пользователи Рунета ценят возможность быть на связи с родственниками и друзьями в мессенджерах и соцсетях – только 12% опрошенных готовы легко от этого отказаться. Половина респондентов (51%) считает, что возможность находиться на связи с родственниками и друзьями сделала их жизнь проще, 44% с помощью социальных сетей узнают о днях рождения близких. Еще 41% опрошенных находят удобной возможность следить за расписанием транспорта онлайн и отправлять деньги с помощью банковских приложений (37%).

Согласно результатам исследования, пользователи интернета из России больше всего времени проводят в соцсетях. Более трех часов в день в социальных сетях проводят 73% респондентов, 36% выбирают мессенджеры и 31% — почтовые сервисы. Почти две трети опрошенных (63%) пользуются соцсетями больше шести лет. Самые популярные действия в соцсетях – просмотр фото и видео друзей (68%), общение в чатах (64%), лайки и комментарии (53%), чтение и размещение постов в группах (48%), а также загрузка собственных фото и видео (47%).

Какие действия пользователи активно совершают в сети

Распространенным видом деятельности в сети стал просмотр видео — 74% пользователей отметили, что за последний год смотрели видео в интернете. Но также результаты исследования выявили трансформацию онлайн-потребления: люди все чаще обращаются к интернету за удобными сервисами, избавляющими от рутины и упрощающими жизнь. Вторым и третьим по популярности стали заказ такси (45%) и покупка или продажа товаров с помощью сервисов объявлений (43%). Около трети опрошенных (30%) заказывали еду онлайн, а почти каждый пятый опрошенный (18%) посещал образовательные онлайн-площадки.

Мы поинтересовались у пользователей Рунета, как они заказывают такси. Большинство (68%) заказывают такси по телефону, 27% делают заказ только с помощью приложения, 17% просят об этом друзей или родственников, и только каждый седьмой (14%) все еще ловит такси на улице.

Сервисами объявлений половина опрошенных (48%) пользуется больше трех лет, а каждый пятый пользователь (20%) стал покупать или продавать товары на таких сайтах не ранее, чем полгода назад.

Пользователи Рунета верят в онлайн-образование

Онлайн-образование только набирает обороты – каждый третий (30%) пользователь сообщил, что использует интернет в этих целях не больше полугода. При этом среди молодежи (14–24 лет) доля тех, кто начал обучаться онлайн уже один–два года назад, больше. Интересно, что две трети опрошенных (67%) считают, что онлайн-образование станет главной формой обучения через 25 лет.

Смартфоны побеждают

Пользователи Рунета привыкли к неограниченному доступу к информации с любого гаджета и в любой ситуации. Мы спросили респондентов, какие гаджеты есть в их личном пользовании: 71% опрошенных являются владельцами смартфонов, 62% респондентов пользуются ноутбуком, каждый второй (52%) является пользователем ПК, 37% отметили, что пользуются планшетом, и почти треть опрошенных (28%) — Smart TV.

Главный тренд последних лет — рост мобильного интернета. Это отмечают и сами пользователи: 66% опрошенных стали чаще пользоваться смартфоном для выхода в интернет. Рост активности происходит в большей степени за счет женщин (71% против 61% мужчин) и аудитории до 45 лет. При этом пользователи отмечают, что в последнее время более активно для выхода в интернет они стали использовать ноутбуки (44%) и ПК (42%). Треть опрошенных (29%) стала чаще выходить в сеть с планшетов, а каждый четвертый пользователь Рунета (24%) более активно использовать Smart TV.

Рунет удовлетворяет требования разных поколений

Поведение представителей разных возрастных групп в интернете различается. Так, пользователи в возрасте 14–24 лет уже не могут представить свой день без прослушивания музыки (об этом сообщили 39% опрошенных), а люди старше 45 лет активно пользуются поисковыми сервисами (45%).

Доля людей, отмечающих, что общение с родственниками в мессенджерах и соцсетях стало неотъемлемой частью их жизни, больше почти в два раза среди людей зрелого возраста по сравнению с подростками. О том, что возможность поддерживать связь с родными упростила их жизнь, сказали 66% респондентов старше 45 лет (против 35% в возрасте 14–24 лет). А о том, что жизнь упрощают онлайн-напоминания о днях рождения близких людей, — 57% респондентов старшего поколения (против 31% молодежи).

Кроме того, наше исследование опровергло стереотип о том, что молодая аудитория более активно играет в игры. Как среди более взрослой аудитории (старше 35 лет), так и среди пользователей Рунета до 35 лет, по 58% говорят о том, что тратят на игры три часа в день и более.

Привычки мужчин и женщин в сети

Больше половины опрошенных мужчин (58%) уверены в том, что через 25 лет интернет будет помогать людям становиться счастливее (против 49% женщин).

Женщины пользуются социальными сетями чаще мужчин: 76% отметили, что проводят в них больше трех часов в день (против 69% мужчин). Также женщины более активны в интернет-шопинге. 69% женщин говорят об увеличении своей активности в интернет-магазинах (против 60% мужчин), а 63% – на сайтах объявлений (среди мужчин таких только 55%).

Играют в игры мужчины и женщины одинаково активно (63% и 62% соответственно).

Мужчины менее зависимы от интернета, чем женщины. Не могут представить свой день без социальных сетей 41% мужчин и 53% женщин. При этом, у женщин сильнее выражены потребности в поиске информации, просмотре фильмов и во всех формах общения через интернет.

Готовы ли пользователи отказаться от интернета?

Мы спросили пользователей, от чего в своей жизни они готовы отказаться ради доступа в интернет. 36% респондентов готовы отказаться от алкоголя, каждый четвертый (23%) – от сладостей, 14% и 12% соответственно потенциально готовы лишить себя спорта и личного транспорта, а каждый десятый – путешествий. 8% ради интернета готовы пожертвовать живым общением, а 7% – сексом.

Прошлое и будущее Рунета

Чтобы вспомнить, каким был Рунет на заре своего появления и как люди им пользовались, мы решили обратиться к аудитории блога Mail.ru Group на портале Хабр. По результатам опроса, в котором приняли участие 1700 пользователей, 66% респондентов пользуются интернетом больше 16 лет. На заре своего существования Рунет представлял собой площадку для поиска информации, поэтому мы спросили, какие ресурсы посещали участники опроса, когда только начали им пользоваться. В топ-3 попали Rambler (60%), Mail.ru (58%) и Яндекс (49%). Треть опрошенных назвали такие ресурсы, как Anekdot.ru (34%), Google (34%), Altavista.com (33%), Bash.org (33%) и Lib.ru (32%).

В исследовании Mail.ru Group мы задали пользователям вопрос о будущем Рунета и выяснили, что люди стали верить в силу интернета и изменения, которые случатся благодаря ему через 25 лет. Большинство опрошенных (79%) уверены, что интернет даст нам еще больше возможностей для развития, 78% считают, что неотъемлемой частью жизни станут голосовые помощники, а 64% убеждены, что в будущем очками, шлемами виртуальной реальности и другими умными устройствами мы будем пользоваться ежедневно. Также 70% респондентов уверены, что через четверть века многие профессии будут заменены искусственным интеллектом.

 

<hr/>

[1] Результаты регулярных опросов населения в возрасте 18 лет и старше в 2001-2019 гг.
[2] Результаты опроса городского населения старше 13 лет, проведенного ФОМ в 2000 г.
[3] Там же.

Поделиться