Mail.ru Group объявила 11 ноября Днём борьбы с кибербуллингом в России

58% российских интернет-пользователей сталкивались с онлайн-агрессией. Каждый четвертый был мишенью агрессивного поведения, и только 4% опрошенных признаются, что были инициаторами травли. 

Mail.ru Group совместно с партнерами изучила тему кибербуллинга и отношение пользователей к этому явлению. Компания предлагает объявить 11 ноября Днем борьбы с кибербуллингом и посвятить месяц обсуждению этой проблемы. Символом акции станет желтое сердце.

Исследование показало, как часто люди сталкиваются с кибербуллингом, есть ли разница между онлайн- и офлайн-агрессией, насколько пользователи склонны винить саму жертву в травле и кто чаще подвергается агрессии – мужчины, женщины или подростки. Также выяснилось, как на травлю реагируют жертвы, что чувствуют и как действуют люди, ставшие свидетелями кибербуллинга. 

11 ноября компания представила результаты исследования и предложила объявить этот день Днем борьбы с кибербуллингом в России. 

Краткие выводы исследования:

  • Больше половины российских интернет-пользователей (58%) сталкиваются с онлайн-агрессией: проявлениями злобы и неприятными комментариями, которые обращены к публичным личностям, знакомым и незнакомым им людям, а также лично к этим пользователям.

  • Самые распространенные формы выражения агрессии — разовые агрессивные комментарии, осуждение действий других людей и троллинг.

  • В интернете люди сталкиваются с агрессией чаще, чем в реальной жизни, – об этом сказали 47% опрошенных. 

  • Мужчины встречают агрессию чаще, чем женщины (52% против 44%) и чаще становятся жертвами  буллинга (28% против 21%).

  • С термином «кибербуллинг» знаком каждый третий интернет-пользователь. Участники опроса понимают разницу между буллингом и другими формами проявления агрессии (оскорбительными комментариями, матом, троллингом и шеймингом), определяя буллинг как травлю и преследование.

  • Три главных повода для онлайн-агрессии — сексуальная ориентация, несоответствие стандартам красоты, активность в интернете. 

  • Женщин, как правило, травят за внешность, мужчин — за жизненные неудачи, за то, что они «не мужики». 

  • 5% свидетелей агрессии в интернете винят в ней только жертву. 28% склонны винить и жертву, и агрессора, 61% — только агрессора.

  • Более трети участников исследования убеждены, что агрессии в интернете могут подвергнуться люди любого возраста. 30% уверены, что это удел подростков.

  • 55% подростков считают интернет безопасной средой. При этом, становясь жертвами агрессии, подростки в 2,5 раза чаще испытывают страх, чем взрослые.

  • 7% молодых людей в ответ на агрессию готовы удалить свой аккаунт в соцсети.

  • Большинство подростков (76%) не рассказывают родителям о том, что стали жертвами агрессии в интернете. В такой ситуации подросток скорее обратится к друзьям – взрослые, по их мнению, не воспринимают проблему всерьез.

  • Столкнувшись с агрессией в свой адрес, только 29% взрослых обратятся за помощью. Однако когда жертвами кибербуллинга становились дети, за поддержкой обращались 69% родителей.

  • В целом агрессия в интернете не воспринимается как повод обратиться за помощью: 71% жертв предпочли справляться самостоятельно. Женщины просят о помощи немного чаще, чем мужчины. 

  • Женщинам и подросткам есть куда обратиться за помощью и поддержкой, а мужчинам – нет.

«Тема борьбы с кибербуллингом важна для Mail.ru Group: в нашу экосистему входят крупнейшие российские социальные сети, почтовый сервис, мессенджеры и онлайн-игры. Каждый из этих продуктов дает пользователям огромные возможности для общения. Однако для кого-то интернет-сервис может стать площадкой для онлайн-травли, а для другого — средством справиться с ней и получить поддержку. С 11 до 30 ноября мы будем говорить о проблеме кибербуллинга в России, о реакции общества, об НКО, работающих в этой сфере, и о том, где ребенку и взрослому, столкнувшимся с агрессией в сети, могут оказать помощь. Ставьте желтое сердце в знак того, что вы против кибербуллинга. Пусть символ любви и поддержки поможет победить ненависть в сети», – говорит Саша Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group.

Пожертвования, собранные в рамках акции, пойдут в поддержку проектов НКО, помогающих жертвам насилия: программы Травли.net фонда «Журавлик», центра «Насилию.нет», центра «Сестры»

Поведение пользователей рунета в социальных сетях организаторы исследования изучили с помощью системы анализа соцмедиа Brand Analytics. В сотрудничестве с компанией ResearchMe опросили 6300 пользователей рунета и в партнерстве с UX-лабораторией Mail.ru Group провели глубинные интервью с пользователями и с активистами. Респондентов предоставило агентство по рекрутингу UXSSR. Сервис для умной благотворительноcти Добро Mail.ru предоставил экспертизу по благотворительным фондам и отдельным специалистам, работающим с проблемой буллинга.