Mail.ru Group: неаудированная отчетность по МСФО за второй квартал 2020 года

23 июля 2020 г. Mail.ru Group Limited (MAIL.LI, далее «Mail.ru Group» или «компания») публикует неаудированную отчетность в соответствии с МСФО и сегментные финансовые данные за второй квартал и первое полугодие 2020 года, завершившиеся 30 июня.

Основные показатели*

► Второй квартал 2020 года на сопоставимой основе:

— Совокупная сегментная выручка компании выросла на 25,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 25 373 млн руб.

— Совокупный сегментный показатель EBITDA компании вырос на 3,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 7 475 млн руб.

— Совокупная чистая прибыль компании выросла на 8,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 455 млн руб.

► Первое полугодие 2020 года на сопоставимой основе:

— Совокупная сегментная выручка компании выросла на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 47 703 млн руб.

— Совокупный сегментный показатель EBITDA компании вырос на 4,0% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 13 204 млн руб.

— Совокупная чистая прибыль компании снизилась на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5 659 млн руб.

► Чистая задолженность без учета обязательств по аренде по состоянию на 30 июня 2020 г. составила 8 219 млн руб.

* Основные показатели представлены в соответствии с совокупными сегментными финансовыми данными Mail.ru Group и отличаются от отчетности по МСФО. См. пункт
«Презентация совокупной финансовой отчетности».

** Чистая прибыль не включает долю Mail.ru Group в чистых результатах ассоциированных компаний и совместных предприятий. Доля Mail.ru Group в чистых результатах ключевых СП (AliExpress Россия и O2O) во втором квартале 2020 года составила 2 170 млн руб. убытка. Чистые результаты рассчитаны в соответствии с требованиями, применяемыми к сегментным финансовым данным о консолидированной деятельности компании.

Председатель совета директоров Mail.ru Group Дмитрий Гришин и генеральный директор Борис Добродеев прокомментировали:

«Мы рады представить финансовые результаты второго квартала. В этот период экономика и мировое сообщество столкнулись с серьезными потрясениями, вызванными пандемией коронавируса. Тем не менее, Mail.ru Group адаптировалась к новой реальности — даже несмотря на то, что нам пришлось пересмотреть процессы управления бизнесом и командой из более чем 7 000 человек.

— Совокупная выручка компании во втором квартале 2020 года выросла на 25,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 25 373 млн руб.

— Выручка от рекламы во втором квартале 2020 года сократилась на 5,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 7 983 млн руб.

— Выручка сегмента MMO-игр во втором квартале 2020 года выросла на 47,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 10 132 млн руб.

— Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) во втором квартале 2020 года увеличилась на 16,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 4 550 млн руб.

— Прочая выручка во втором квартале 2020 года выросла на 161,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 2 708 млн руб.

Динамика сегмента онлайн-рекламы тесно связана с темпами роста и перспективами бизнеса. На момент начала второго квартала это направление было крупнейшим источником выручки Mail.ru Group (в первом квартале оно обеспечило 38% выручки). Во втором квартале выручка от онлайн-рекламы сократилась на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как в первом квартале она выросла на 9,3% в годовом сравнении. Тем не менее, мы предполагаем, что наши результаты лучше, чем покажет рынок в целом, что будет означать, что нам удалось увеличить долю рынка во втором квартале. Мы видим причину в том, что мы постоянно стремимся повысить рентабельность маркетинговых инвестиций наших клиентов. Благодаря росту доли performance-рекламы (около 70%), диверсификации и росту базы рекламодателей, в том числе за счет малого и среднего бизнеса, и расширению рекламной сети мы смогли компенсировать влияние неблагоприятных факторов, связанных с текущей ситуацией. Более того, во втором квартале более чем на 8% выросла выручка ВКонтакте, вклад в этот рост внесли и пользовательские платежи (IVAS).

Наша экосистема позволяет диверсифицировать источники выручки за счет разнообразия направлений нашего бизнеса. В условиях пандемии выросла востребованность игр, онлайн- образования и решений для бизнеса, в том числе облачных технологий. Несмотря на то, что некоторые факторы роста носили временный характер, они позволили нам с избытком компенсировать давление на рекламную выручку во втором квартале 2020 года.

При раскрытии результатов за первый квартал 2020 года мы отмечали, что рассчитываем частично нивелировать последствия спада на рекламном рынке за счет выручки от ММО-игр. Во втором квартале результаты превзошли наши ожидания: выручка увеличилась на 47,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (в первом квартале 2020 года рост составил 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Игровое направление под брендом MY.GAMES сравнимо по размеру с сегментом «Социальные сети и коммуникационные сервисы» (43% и 46% всей выручки соответственно). В апреле MY.GAMES показал максимальные результаты (рост выручки от MMO-игр составил более 60% в годовом сравнении). Пик роста пришелся на пик карантинных ограничений и период временного ослабления рубля. Около 74% выручки от ММО-игр приносят международные рынки. Кроме того, в этот период отмечалась повышенная рентабельность направления, обусловленная ростом активности игровой аудитории и выгодной стоимостью привлечения новых пользователей (из-за снижения стоимости рекламы).

В пик пандемии решающую роль сыграл игровой сегмент: игры дали людям возможность развлекаться и общаться, отвлекаясь от негативного фона. Игры позволили повысить качество жизни миллионов людей, а ВОЗ официально рекомендовала видеоигры в качестве досуга. В этот непростой период мы смогли поддержать около 700 млн наших пользователей по всему миру, зарегистрированных в наших играх. По мере ослабления карантинных мер уровень активности пользователей нормализуется, и одним из наших основных приоритетов будет удержание привлеченной аудитории.

Сейчас многие наши пользователи продолжают работать из дома, макроэкономическая обстановка остается сложной и сохраняется тенденция к консолидации игрового рынка. Тем не менее, наши позиции достаточно сильны. Ключевое направление для компании — мобильные игры (67% выручки) и сегмент free to play (примерно 99% игр). Все наши игры распространяются онлайн, при этом наибольшую долю составляют собственные игровые проекты (около 90% выручки), а игровая аудитория охватывает свыше 190 стран. Все эти факторы делают MY.GAMES одной из пятидесяти крупнейших игровых компаний в мире. Несмотря на то, что игровая активность нормализовалась, а расходы на игры не входят в список самых необходимых, мы по-прежнему ожидаем, что выручка от MMO-игр в 2020 году будет расти подобными темпами, что и годом ранее. В долгосрочной перспективе видеоигры станут универсальным языком, который сможет объединить людей, а стремительное развитие технологий поможет стереть границы между играми и социальными сетями. Все это позволит повысить синергетический эффект от взаимодействия MY.GAMES с другими направлениями компании.

Выручка от пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) во втором квартале 2020 года показала сильные результаты. Это произошло в том числе на фоне всплеска игровой активности в социальных сетях, во время карантина она выросла на 16,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (в первом квартале рост составлял 10,6% в годовом сравнении). Во время изоляции люди оставались на связи и делились эмоциями через онлайн- сервисы, в том числе с помощью стикеров и виртуальных подарков. Вклад музыкального стримингового сервиса был менее значительным, так как основной сценарий использования сервиса связан с перемещениями пользователей вне дома.

Прочая выручка во втором квартале 2020 года выросла на 161,4%. Рост главным образом обеспечили образовательные онлайн-проекты (Skillbox, Geekbrains), а также облачные сервисы и решения для бизнеса.

Несмотря на сложную обстановку на рынке, Юла продолжила уверенно расти — на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом пропорциональный уровень убытков снизился. На большинстве рынков, в том числе в России, активность аудитории классифайдов вернулась к уровню до начала пандемии. По нашим прогнозам, в 2020 году Юла будет расти хорошими темпами, и выручка сервиса за год составит 2,7–3 млрд руб.

За последние несколько месяцев многие потребители стали пользоваться сервисами электронной торговли: на фоне пандемии и карантина существенно выросла востребованность продуктовых онлайн-магазинов. Производители перешли на удаленную работу, ученики отпраздновали окончание школьного года в режиме онлайн, фитнес-тренировки переместились из спортзалов в квартиры, врачи стали консультировать пациентов за пределами больниц. Удаленная работа оказалась для всех нас не только безопасной, но и эффективной. На фоне трансформации бизнес-моделей во всех секторах экономики в следующие несколько лет траты на технологии будут только расти. Для интернет-компаний, таких как Mail.ru Group, это будет означать расширение целевого рынка. Мы приостановили расходы по направлениям, которые не являются для нас ключевыми — но так как мы видим новые возможности, мы продолжаем активно инвестировать в развитие бизнеса, чтобы ускорить рост и расширить масштаб деятельности компании в будущем.

Во втором квартале 2020 года мы внедрили VK Connect, единую учётную запись для сервисов экосистемы Mail.ru Group. В продажу была запущена Капсула, умная колонка с голосовым помощником Маруся. Мы увеличили объем услуг для подписчиков по программе лояльности Combo. Кроме того, мы выпустили ряд новых продуктов, в том числе «Клипы», сервис коротких вертикальных видео, и сервисы PayDay и VK Donut для бизнеса. Мы существенно расширили возможности видео- и аудиозвонков, пополнили линейку решений в области музыки и электронной коммерции. Мы также занимались дальнейшим развитием платформы VK Mini Apps и MY.GAMES Store. В сфере онлайн-образования мы инвестировали в Skillfactory. Также компания интегрировала студию BeIngame в MY.GAMES и инвестировала в сервис экспресс- доставки продуктов «Самокат» в рамках совместного предприятия O2O. Это значит, что мы продолжаем развивать нашу экосистему. При этом мы будем и дальше инвестировать по главным направлениям деятельности и в рамках ключевых СП в соответствии с планом или более ускоренными темпами, чтобы обеспечить лидерство во всех основных сегментах.

По разным прогнозам, в 2020 году экономический спад в России составит от 4 до 6% или даже выше. Рекламный сегмент сократился до предела раньше, чем мы предполагали, но снижение оказалось не таким сильным, как мы ожидали. Несмотря на это динамика рекламных расходов остается нестабильной. Прогноз развития рынка затруднен и будет зависеть от темпов восстановления экономики. Мы ожидаем рост выручки потенциально выше 100 млрд руб. Это сравнимо с прогнозом, который мы давали до пандемии (103—105 млрд руб.).

Однако вместе с этим мы получим снижение рентабельности из-за изменения распределения выручки между сегментами бизнеса и инвестиций. Мы постоянно вкладываем в развитие экосистемы и разработку новых проектов — мы выделили ресурсы на 1 млрд руб. на программы поддержки малого и среднего бизнеса в период пандемии. Кроме того, на рентабельность влияет эффект распределения потоков выручки. Рентабельность в игровом сегменте значительно ниже, чем в рекламном, особенно после нормализации затрат на привлечение игроков. В то же время в рекламном сегменте высокая доля постоянных затрат, что негативно отражается на прибыльности данного бизнеса во время давления на выручку. В 2021 году, однако, ситуация изменится, поскольку ожидается восстановление российской экономики на 3-4%. И мы понимаем, что важно, чтобы бизнес имел высокую рентабельность и мог успешно пройти любые кризисы в будущем.

У компании сильные балансовые показатели. Чистая задолженность на конец второго квартала 2020 года составила 8 млрд руб. Все наши долговые обязательства номинированы в рублях. Средняя ставка заимствований составляет 7,2%. Ставки по кредитам для корпоративных заемщиков достигли исторического минимума, и наш бизнес генерирует высокий свободный денежный поток. Благодаря этому мы можем спокойно и уверенно развивать компанию и искать способы повысить ценность для наших акционеров даже в текущих обстоятельствах».

Данные, содержащиеся в русской версии пресс-релиза, представлены для ознакомления, полная версия на английском языке доступна по ссылке: https://corp.mail.ru/en/press/releases/10685/.

За дополнительной информацией обращайтесь:

Контакты для инвесторов:

Татьяна Волочкович
Тел.: +7 495 725 6357 доб.: 3434
Моб.: +7 905 594 6604
Email: t.volochkovich@corp.mail.ru

Контакты для прессы:

Ксения Егорова
Моб.: +7 (915) 314-77-97
Email: k.egorova@corp.mail.ru

Сергей Лучин
Моб.: +7 (925) 347-83-81
Email: s.luchin@corp.mail.ru