Опрос: 39% российских родителей не готовы к тому, чтобы вместе с их детьми в одном классе учились дети с особенностями развития

Предстоящий учебный год в российских школах станет для родителей и детей настоящим вызовом — разные смены, ограничения в классах и коридорах, ношение масок. Проекты Леди Mail.ru, Дети Mail.ru и Добро Mail.ru провели опрос среди российских родителей и выяснили, хотят ли ребята возвращаться к онлайн-занятиям, что мамы и папы думают об удаленном формате учебы и готовы ли они видеть рядом со своими детьми детей с особенностями развития. 

Согласно результатам опроса, 60% российских школьников ждут возвращения оффлайн-уроков. Родители тоже хотели бы снова водить детей в школу — 57% предпочли бы очное обучение. При этом 87% из них уверены, что такой формат гораздо эффективнее онлайн-режима. Однако 62% мам и пап все же считают, что пандемия внесет свои коррективы в образовательный процесс и дети снова будут учиться онлайн. Стоит добавить, что многие родители даже отказались от дополнительных занятий в этом году или частично перевели их в онлайн — так ответили 26% и 20% соответственно. 

Что касается покупок к школе, в этом году большинство мам и пап отдали предпочтения специализорованным детским магазинам (43%) и супермаркетам (36%). Покупки онлайн совершали 18%. Несмотря на возвращение очных уроков, российские родители позаботились о технике для онлайн-занятий. Так 33% уже приобрели ноутбук или планшет для этих целей, 13% запланировали приобретение устройства. 

В опросе также приняли участие родители детей с особенностями развития. По словам 53%, доступ к школьному образованию для них ограничен, и им приходится сталкиваться с различными сложностями. Несмотря на это, 23% родителей рассказали, что школа готова их принять, в штате есть логопеды, дефектологи и тьютор. Еще у 10% в школе реализуется программа инклюзивного образования. Но остальные участники опроса все же недовольны текущим состоянием инклюзивного школьного образования. Треть семей (34%) встретили в школах дружелюбно, но в учреждениях нет необходимых специалистов и зоны сенсорной разгрузки. Столько же (34%) признались, что школы их не готовы к обучению их детей совсем — ни морально, ни инфраструктурно. 

Родители особенных детей также подчеркнули, что инклюзивное образование крайне важно для них. Особенно остро стоят проблемы наличия самой возможности получить образование (32%) и социализации детей (31%).

Родители обычных школьников смотрят на совместное обучение в школах их детей и ребят с особенностями развития неоднозначно — 20% не могут пойти на это, так как раньше не сталкивались с инклюзивным образованием, 19% уверены, что так пострадает качество образования их ребенка. Нашлись и те родители, кто положительно смотрит на такую возможность. У 16% есть положительный опыт совместного обучения, 45% готовы попробовать, но переживают, как это будет организовано. 

Президент АНО «БО «Журавлик» Ольга Журавская: «Говорить о том, что родители нормотипичных детей боятся инклюзии и не хотят ее — неверно. Разумеется, все родители не хотят инклюзии, которая будет происходить без учета интересов каждой группы детей или без специально обученных специалистов по инклюзии. Однако в тех школах, где инклюзивная модель внедрена и применяется, отношение к особенному ребёнку как к индивидуальности распространяется на весь коллектив. Школы, которые применяют инклюзивные модели, реже сталкиваются со школьной травлей/ буллингом и применяют методики, позволяющие мониторить уровень социального напряжения в школе и быстрее реагировать на проблемы коммуникаций как между детьми, так и между специалистами и родителями».

Опрос проводился с 14 по 26 августа 2020 года среди 9 229 пользователей проектов Леди Mail.ru, Дети Mail.ru и Добро Mail.ru.